В каких случаях используют ресурсы «всемирной паутины» в современных компаниях? Чаще всего, в сеть обращаются HR-ы, чтобы найти резюме достойных кандидатов. А между тем возможности интернета неизмеримо шире. Как и для чего их можно применять, рассказывает Андрей МАСАЛОВИЧ, бизнес-тренер, президент консорциума «Инфорус».

Что могут дать интернет-технологии вашей организации? Вот лишь некоторые задачи, которые можно эффективно решить средствами интернет-разведки.

Проверка резюме

Вы обращаетесь во "всемирную сеть" за информацией, однако чаще всего имеете дело не с проверенными фактами, а с нематериальным образом объекта, который может сколь угодно далеко отстоять от оригинала.
Три года назад в рунете активно обсуждалась красивая мистификация двух школьниц из глухого сибирского села. Не пройдя по возрасту на конкурс красоты "Мисс Интернет", они придумали идеальную девушку - красивую, острую на язык, с увлекательной биографией и убедительной фигурой, и зарегистрировали ее в числе прочих претенденток. Виртуальная соискательница успешно проходила тур за туром, охотно раздавала интервью и обрастала многочисленными поклонниками в чатах, блогах и форумах. К финалу конкурса ее популярность была настолько велика, что одно из голосований прервали досрочно - за явным преимуществом нашей кандидатки. Жюри заподозрило неладное только тогда, когда счастливая финалистка не явилась в Москву на церемонию награждения.
Конечно, маловероятно, что за анкетой респектабельного директора производства скрывается пара шустрых школьниц, но основные факты резюме проверять необходимо. Интернет полон желающих выдать желаемое за действительное. Кстати, современные системы конкурентной разведки значительную часть работы по проверке достоверности данных могут выполнять автоматически.

Cбор информации

В базах данных крупных рекрутинговых компаний хранится до 600 000 резюме, причем "перекрытие" разных баз может составлять до 90 %! А между тем, чтобы закрыть вакансию, менеджеру по HR мало найти достойных кандидатов, из их количества надо еще и выбрать наиболее подходящих. Так что в дело идет любая дополнительная информация, позволяющая как-то выделить того или иного специалиста. Современные поисковые системы дают возможность получать т.н. RSS-потоки - новостные ленты на основе форумов, чатов и блогов, из которых можно почерпнуть самую разнообразную информацию о соискателе. Начиная от отзывов бывших коллег и заканчивая угрозами "кинутых" клиентов. Попробуйте, например, зайти на сайт www.seku.ru и запросить пример RSS-ленты о себе или своей фирме. Не исключено, что вы узнаете много любопытного.

Анализ работы конкурентов

Крупное рекламное агентство решило составить рейтинг популярности конкурентов на основе данных из Интернета. На первый взгляд все просто - надо было сравнить частоту упоминания различных фирм, а также их место в результатах поисковых запросов, например в Yandex и Google - и вот он, сегодняшний рейтинг. Однако при сопоставлении полученных результатов с истинным положением дел, выяснилось, что реальная узнаваемость фирм с почти одинаковым рейтингом расходилась в несколько раз. Тот же анализ, проведенный специалистами с использованием профессиональных методик оценки популярности - "индекса информационного благоприятствования" и т.п., показал принципиально иную картину. Из пятисот рекрутинговых фирм Москвы только двадцати удалось стать сколько-нибудь узнаваемыми в интернете, и только три из них обеспечили себе позитивный имидж лидера!

Самопродвижение

На титульной странице сайта одной известной дизайн-студии написано: "Интернет-представительство - такое же лицо фирмы, как и ее офис". И хотя в надпись закрались три орфографических ошибки, ее истинность от этого не пострадала. Подавляющее большинство потенциальных клиентов получают первое впечатление о фирме по ее интернет-сайту. Какой у него дизайн и навигация, удобен ли он, какое место занимает в поисковиках и т.п.
Если вы думаете, что ваше "интернет-представительство" выглядит элегантно и целенаправленно работает на вас, проведите два простых эксперимента.
Во-первых, наберите в строке запроса Yandex команду: #link=" www.имя_вашего сайта.ru", а затем проделайте то же самое, вставив название компаний - основных конкурентов. Посмотрите на строчку "Результат поиска" и увидите цифру, которая показывает, на чью страничку посетители приходят чаще. Если у вашего сайта число меньше - ситуация с обликом вашей компании в сети оставляет желать лучшего. К счастью, популярность сайта можно безо всяких затрат удвоить менее чем за квартал, придерживаясь простых правил, известных специалистам.
И, во-вторых, зайдите на wordstat.yandex.ru и в окошке поиска напечатайте самый, как вы думаете, популярный запрос, касающийся вашей предметной области. Например, "поиск работы". И увидите, что из 3 млн. пользователей, обратившихся за последний месяц в сеть с целью найти достойные вакансии, только 69 тыс. используют аналогичную фразу. Еще столько же отдают предпочтение слову "job", 75 тыс. пишут просто - "пюанрю" (это слово "работа", набранное в неправильной кодировке). Самые популярные запросы - почти 600 тыс. приходятся на слово "вакансия". Держу пари, что ваш сайт не оптимизирован по частоте использования наиболее популярных словосочетаний, а значит, и невидим для большинства потенциальных клиентов.

Мониторинг рекламной эффективности

Один из гуру современного капитализма как-то сказал: "Я точно, знаю, что половина моего рекламного бюджета тратится впустую, но я не знаю, какая именно". Поскольку любая рекламная кампания - вещь дорогостоящая, малоэффективная и неизбежная, тем более важно понять, каков в итоге эффект от ваших финансовых вложений. Можно, конечно, заказать подобные исследования специализированной фирме, однако серьезные организации предпочитают проводить такого рода анализ силами собственной службы конкурентной разведки. Это и ресурсы экономит и конфиденциальность обеспечивает.
Сегодня компании, специализирующиеся на безопасности бизнеса, предлагает те или иные услуги по сбору информации и мониторингу во "всемирной паутине". Возникнув как компонент традиционной конкурентной разведки, интернет-разведка обрела свой арсенал приемов, методов и инструментов. Более того, уже сформировался круг соответствующих специалистов и бизнес-тренеров. Как сделать так, чтобы новые технологии работали на пользу вашему бизнесу?.

  • Для начала отправьте своих специалистов на обучение по курсу "Конкурентная разведка в сети Интернет". Одну из самых современных и приближенных к практике учебных программ предлагает Академия Информационных Систем (www.infosystems.ru ). Через три дня вы взглянете на "всемирную паутину" совсем другими глазами.
  • Обзаведитесь базовым программным инструментарием, позволяющим автоматизировать большинство задач интернет-поиска. Их на рынке представлено около десятка и явный лидер пока еще не определился. Но в последнем обзоре CNews "Корпоративные поисковые системы" в качестве оптимальной по критерию эффективность / стоимость рабочего места была названа отечественная поисковая система Avalanche.
    Имейте в виду, что наиболее продвинутые, дальновидные и предприимчивые компании создают собственные системы интернет-разведки. Для этого они обращаются к тем же разработчикам, что обслуживают крупные госструктуры, силовые ведомства и информационные агентства. Но до этого шага надо еще дорасти.

По материалам сайта http://www.e-personal.ru.